Общие рекомендации по интеграции курьерской службы с интернет-магазином.


В разделе приведены общие рекомендации по интеграции типового интернет-магазина с курьерской службой.

Данный набор рекомендаций не является единственным правильным решением при интеграции с курьрской службой и может быть серьезно переработан в зависимости от начальных условий и текущих бизнес-процессов на стороне клиента. Однако наша практика внедрений работы с курьерской службой для клиентов с разнесенными витриной магазина и складом показала, что представленная ниже модель может вполне успешно применяться большинством клиентов без существенных доработок.

Приведенная ниже схема является концептуальной и не раскрывает детали реализации тех или иных пунктов, так как они в значительной мере варьируются от типа используемого софта и задач, котороые ставит перед собой клиент при интеграции с курьерской службой. В схеме не представлены механизмы создания заявок на забор/привоз и контроля бухгалтерии при работе с курьерской службой.


Общая модель взаимодействия с курьерской службой:



Взаимодействие с курьерской службой TopDelivery


Описание схемы:

  1. Получение и кеширование доступной географии доставки

    На первом этапе интеграции с курьерской службой необходимо получить ее актуальную зону доставки, определить какие параметры для работы с географией службы доставки будут удобны (например: индекс пункта доставки, адрес региона и города строкой, адрес региона и города через внутренние идентификаторы курьерской службы) и потребуют минимум доработок с учетом текущей модели работы.

    Крайне важно учесть необходимость кеширования информации о зоне доставки той или иной службы доставки на стороне витрины (в некоторых случаях - на стороне складской учетной системы) по причине того, что если при каждом оформлении заказа для отображения пользователю доступной географии доставки запрашивать сервис географии курьерской службы, есть вероятность возникновения неприятной ситуации в виде неработающего сервиса географии доставки на стороне курьерской службы, как следствие - остановка работы корзины магазина и не возможность создать заказ.

    Также важно иметь механизм автоматического получения географии курьрской службы и ее кеширования по причине того, что география курьерских служб периодически меняется и, скорее всего, вам захочется иметь актуальную информацию (Удачным решением выглядит скрипт, который раз в неделю полностью обновляет зону доставки по курьерской службе)

  2. Создание заказа в ИМ

    Так как главной целью любого магазина является осуществление продажи ( =дать возможность покупателю оформить заказ в корзине ИМ), крайне не рекомендуется привязывать процесс оформления заказа к любым сторонним сервисам, таким как склад или курьерская служба. Включение каждого нового сервиса в процесс оформления заказа снижает отказоустойчивость процесса в целом. Поэтому при осуществлении данной транзакции рекомендуется ограничиться взаимодействием витрины ИМ с покупателем.

    1. Запрос на расчет стоимости доставки "на лету" (при создании покупателем заказа)

      Как было описано в пункте 2, в общем случае пункт 2.1 является избыточным ( так как снижает отказоустойчивость транзакции создания заказа) и используется крайне редко. ИМ, как правило, используют собственный механизм ценообразования, зависящий, например, от стоимости заказа, скидок, количества товаров в заказе и т.п.

  3. Подтверждение менеджером ИМ, созданного заказа

    Как правило, большинство ИМ используют различные механизмы подтверждения заказов (например, звонок КЦ или подтверждение по e-mail). На этапе подтверждения заказа, в случае необходимости, в заказ вносятся последние правки и уточнения

  4. Импорт информации о подтвержденых заказов на склад для их последующей комплектации и маркировки

    После того, как вся необходимая информация по заказу уточнена, он импортируется в складскую учетную систему для его последующей комплектации и маркировки. Как правило, используются 2 типа импорта:

    По одному заказу (в данном случа витрина должна проставлять заказу атрибут того, что данный заказ уже был импортирован в складскую учетную систему, чтобы не импортировать его повторно)

    Группа готовых у импорту заказов (как правило, это происходит автоматически по каким-то заранее определенным параметрам. Например, дата создания заказа, дата подтверждения заказа или какой-то дополнительный атрибут)

  5. Комплектация и маркировка заказов

    На этапе формирования заказа сотрудники склада ИМ подбирают заказ из товарных остатков и упаковывают его. Затем на упаковку крепится стикер, согласованный со службой доставки, по которому однозначно можно идентифицировать данный заказ. Важно отметить, что большинство курьерских служб работают по принципу один заказ = одно место (что позволяет существенно ускорить обработку доставки, снизить ее стоимость и повысить качество доставки), то есть один заказ, не зависимо от того, из скольких позиций он состоит, должен быть упакован в единую целостную упаковку, на которую нанесен маркировочный стикер.

  6. Формирование партии заказов для отгрузки в курьерскую службу

    После формирования определенной группы готовых заказов склад ИМ объединяет их в группу, которая будет передана в конкретную курьерскую службу (как правило, это происходит путем сканирования заказов в зоне отгрузки склада ИМ). Информация об отгружемой партии (привязка заказа к отгружаемой партии) сохраняется складской учетной системе ИМ. После формирования группы на отгрузку печатаются документы, подтверждающие факт приемо-передачи заказов от интернет магазина в курьерскую службу.

  7. Импорт заказов в курьерсую службу

    Вся отгруженная партия заказов импортируется в курьерскую службу после фактической отгрузки заказов в курьерской службе. Импорт заказов в курьерскую службу на последнем этапе позволяет избежать большого числа ошибок, таких как недосдача заказов при приеме заказов в курьерскую службу (так как какой-то покупатель отказался от заказа в последний момент, и заказ решили не отгружать, но уже импортировали в курьерскую службу), не актуальная информация по заказу, (клиенты могут менять контактные данные по заказу или адрес доставки), неверное количество позиций в заказе (например, на складе при комплектации заказа "случайно" чего-то не оказалось).